Понкин И.В. Готы (комментарии субкультурщика)
«Го?ты» (от англ. goths – готы, варвары) – квазирелигиозная молодежная субкультура и связанное с ней молодежное движение, характеризующиеся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни.
Определение хоть и размытое, но, в целом, вполне адекватное, кроме слова «квазирелигиозный». Игорь Владиславович, чтобы что-то стало, даже квазирелигиозным должен быть предмет поклонения, у готов такого предмета – нет. Смерть, тление – не являются для готов предметами поклонения они, скорее выполняют функцию призмы, через которую готы смотрят на мир. Готы, по сути, живут по принципу memento mori, но ведь помнить о смерти, служить ей и обожествлять ее – совершенно разные вещи. Не так ли?
Идеология движения «го?тов» основана на идее романтизации смерти (dark romantic)
, боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления.
Снова имеем дело с полуправдой. Во — первых идеологии готов не существует, можно лишь говорить об условном «готическом мировоззрении» у тематических творцов и знании эстетического готического стереотипа у обычных готов. Во – вторых соотношение dark romantic и gothic – это тема горячих дебатов, почти на любом готическом форуме, посему, не стоит, так вот лихо их отождествлять. Насчет эстетики боли, мучений. смерти и тления, так это есть не только в готике…
Отсюда соответствующие стиль некромантического деканданса в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Культивируется все, что каким-либо образом относится к «темной стороне бытия», что как-то связано со смертью, с фатализмом.
Тут согласен. Но что в этом плохого? Налоги платим, закон не нарушаем… Одеваться как мы хотим и любить то, что мы любим – это наши Конституционные права!
Для субкультуры «го?тов» характерна общая тенденция к театральности, позёрству и гипертрофированной заботе о специфическом имидже, к извращенной форме эстетства, внимание к сверхъестественному и эксцентричному.
Полуправда. Есть готы пафосные и непафосные. Так вот, вышеописанное, касается пафосных готов, непафоные, же, как раз наоборот одеваются достаточно серо, но так, чтобы их узнавали свои и реализуются в рамках субкультуры главным образом творчески.
Гoтам нравится ощущение собственной порочности и неординарности.
Утрировано. Просто готы другие и им нужно другое. Что тут удивительного? Любая социальная группа, настаивающая на своей дифференциации от других хочет иного, чем другие.
Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику. [1]
Хипповскую?!?! Скажите это хиппи посмотрите, что они Вам ответят. Извините, но Ваши ссылки на газетные публикации выглядят достаточно смешно, учитывая то, что перед журналистами стоит задача не разобраться в сути готической субкультуры и ее роли для современности, а «найти сенсацию». Вам было бы гораздо полезнее ознакомиться с готическими FAQ, которые писали люди из субкультуры.
Для «го?тов» характерны депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция, либо имитация такого состояния, как вариант – романтически-депрессивный взгляд на жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему.
По образу жизни есть два типа готов mopey и perky. Мопи – замкнутые отшельники, а пэрки – готические тусовщики. Так вот факт неоспорим – пэрки больше в разы. Поэтому Ваш верхний пассаж – вряд ли, закономерность.
Движение «го?тов» в целом является аморфным, общая иерархия и иерархические структуры в конкретных объединениях или направлениях отсутствуют.
Снова выстрел в «молоко». В Европе давно существуют крупные готические комьюнити (организации), есть такие и в России (Санкт – Питербург, Москва) и в Украине (Киев). Игорь Владиславович, набрав в Google или Яндекс, словосочетание «готический портал» Вы наверняка выйдете на сайты самых крупных комьюнити СНГ.
Средний возраст «го?тов» – 15-19 лет. Минимальный возраст – 14 лет, реже встречаются лица 20-22 лет. По данным МВД России, фиксируется существенное численное превалирование девочек: на 10 девочек – 2-3 мальчика.
Да. Субкультура, в основном – молодежная и девичья. Но и в СНГ есть готы возрастом за 40 лет и их немало, в США и Европе есть и за 50. Так что сводить готическую субкультуру, только к молодежной тусовке – неразумно.
Существует определенное течение в музыке, оцениваемое и воспринимаемое «го?тами» как «готическое» (группа «HIM» с поклонниками, иногда именуемыми «химозниками», группы «Lacrimosa«, «Hellirius«, «Arcana«, «Sophia» и др.).
Если бы, уважаемый автор читал не только публикации в прессе, но еще и готические FAQ, то знал бы о явлении херства и не причислял бы HIM к готическим группам…
Движение «го?тов» характеризуется распространением среди участников обоих полов бисексуализма, позиционируемого как неотъемлемая часть образа жизни «го?та». Иногда девочки- го?ты (встречается самоназвание «готесса»), говоря о себе в третьем лице, определяют себя в мужском роде («он»), отговоркой при этом является разъяснение, что речь идет о ней как о человеке (слово мужского рода). Практикуется «свободная любовь» на готических вечеринках и встречах.
Никакой культивации гомосексуализма, бисексуализма и «свободной любви» в готической тусовке нет и никогда не было. Другое дело, что сама тусовка толерантна к этим трем вещам, но не осуждать что-то вовсе не значит – поддерживать это.
Специалисты выделяют следующие подгруппы «го?тов»:
1. Го?ты – сатанисты.
2. Го?ты – «вампиры». Характерные черты: особое распространение бисексуализма среди участников, а также демонстративное «кусание в шею» в качестве приветствия между «го?тами» и как своего рода визитная карточка го?та-«вампира».
3. «Кибер- го?ты» (виртуальные группы, более общающиеся в интернете; помимо черного цвета акцент в одежде делается на кислотно-розовый и кислотно-фиолетовый).
4. «Панко- го?ты» (внешняя атрибутика является сходной с «панковской»).
5. «Фетиш- го?ты» (пропагандирующие садо-мазо).
6. «Трайбл- го?ты» (поклонники культа друидов).
7. Маргинальные слои «го?тов» («бэби- го?ты», маргинальная часть «роле- го?тов» из числа так называемых «ролевиков», «алко- го?ты» и др.).
8. Окологотические фанатские сообщества.
9. Готы-модники (увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения).
В готических FAQ классификации более реалистичны и достоверны.
Идентификационные внешние признаки «го?тов», практически не встречающиеся в иных молодежных субкультурах:
1. Длинные волосы на голове, окрашенные в иссиня черный цвет, иногда – с выкрашенными темно-синим цветом участками; при этом виски или иные части головы могут быть выбриты. Часто используется специальная прическа «готический ирокез» (нечто вроде «ирокеза» черного цвета, который не стоит вертикально, а зачесан на бок).
2. Тотальное использование в одежде исключительно черного цвета. Одежда обычно длиннополая. Девочки-«го?ты» предпочитают носить корсеты (иногда близкие к эстетике садомазохизма – из кожи и латекса), зачастую носят длинные платья, стилизованные под старину, либо длинные черные юбки в сочетании с черными блузами. «Го?ты» носят черные высокие ботинки со шнуровками. Участниками обоих полов может носиться длинный черный плащ.
3. Ношение оккультно-религиозного «египетского креста» – анкха (крест с петлей на верхнем конце).
4. Характерно ношение колец, кулонов, подвесок, значков, брошей с сатанистской символикой либо с выраженной символикой смерти (двух- или трехмерные изображения черепов (неспецифический признак, должный оцениваться в комплексе), скелетов, гробов), стилизованные изображения трупов, например – мертвой девочки-героини мультсериала «Линор»). Иногда – кулоны и подвески с изображениями летучих мышей, в том числе стилизованных. Для части «го?тов» ношение такой символики и атрибутики носит мистический смысл и является неотъемлемой частью их жизни, для некоторых «го?тов» это дань своеобразной моде, для всех, помимо основной мотивации, эта символика и атрибутика выполняют функцию распознавания своих сторонников.
5. Многочисленный пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический признак, должный оцениваться в комплексе).
6. Черный лак на ногтях у мальчиков (при плохом качестве лак может выглядеть коричневым; по другим данным используется специальный оттенок именно коричневого лака), крашенные в черный, иногда в красный, цвет губы, подведенные черным косметическим карандашом глаза у мальчиков при отсутствии в поведении признаков гомосексуализма и при отсутствии четких признаков отношения к другому молодежному неформальному движению (обводка черным карандашом глаз редко встречается в среде панков).
7. Черно-белый макияж. Практикуется специальное отбеливание лица при помощи белого грима или пудры в целях придания лицу выраженной мертвенности, неестественной бледности (неспецифический признак, встречается также у «кишей» – поклонников рок-группы «Король и Шут»). Средствами макияжа могут быть также сымитированы «синяки под глазами».
Ряд, пускай и работающих, но стериотипов о внешнем виде готов. Уважаемый автор, фанаты КиШ к готике никак не относятся!!!
По мнению психологов, выбор исключительно черного цвета одежды в ряде случаев обусловлен глубокими психологическими травмами несовершеннолетних «го?тов», для них это цвет одиночества, ребенок ограждается от людей, пытаясь защитить себя от них и спастись от боли [2].
Выбор исключительно черного цвета – это стереотип. На любой готической пати достаточное количество готов в цветной одежде.
Следование искусственно созданной (фиктивно-реконструированной) «готической» субкультуре является довольно дорогостоящим в силу специфики атрибутики и одежды.
Сомнительно, чтобы искусственно созданное движение просуществовало более 20 лет…
Идеология ряда объединений и направлений «го?тов» носит сатанистский характер. По мнению специалистов, за последние 10 лет отмечен целый ряд контактов «го?тов» с сатанистскими сектами (в большинстве случаев – с «сатано-ролевиками»), как правило такие контакты происходили на кладбищенских сходах «готов».
Не все, кто называют себя готами, ими являются.
Другие объединения связаны с исповеданием искаженных форм буддизма, что исключает как их интерес к сатанизму, так и негативное восприятие ими сатанизма с позиций христианского понимания.
Интересное наблюдение. Те готы, которых я встречал, в основном, или атеисты или агностики.
Субкультура «го?тов» содержит в себе определенные характерные черты, обуславливающие ее потенциальную криминогенность и высокую социальную опасность:
Высокую социальную опасность, говорите, почитаем сейчас… 🙂
1. Выбор кладбищ в качестве предпочтительных мест сходов (в Москве среди «го?тов» популярно Ваганьковское кладбище, на котором очень много немецких старинных могил).
На кладбищах собираются в основном херки и неофиты. Готы собираются на кладбищах редко.
Некоторые группы «го?тов» склонны к вандализму на кладбищах, открыто заявляют об этом в интернете.
Вандализмом занимаются неадекватные личности не зависимо от этических, эстетических и религиозных пристрастий.
По сообщения СМИ, уже неоднократно фиксировались факты участия «го?тов» в актах кладбищенского вандализма.
СМИ фиксируют еще много всякого бреда! Вы во все это верите?!
2. Пограничное, маргинальное состояние сознания многих «го?тов», происходящие в среде «го?тов» процессы характеризуются тенденцией к увеличению агрессивности сообщества.
Маргинальный не равно преступный.
3. Смычка с идеологией религиозного сатанизма и расширяющиеся контакты с сатанистскими сектами.
Так подождите, подождите! Вы же писали РЯДА объединений и направлений «го?тов»… Переносите свойства части на целое, да? Да и снова таки, почему Вы решили, что все, кто называют себя готами – это готы?!?!
4. Отмечена суицидальная направленность отдельных направлений движений «го?тов». Так, Университет города Глазго опубликовал результаты исследования, свидетельствующие о том, что молодые люди, увлекающиеся готической субкультурой, более склонны к самоубийству, нежели их сверстники из других молодёжных субкультур [3]. По сообщениям СМИ, в начале мая 2008 г. в Казани совершили групповой суицид две 14-летних школьницы, бросившиеся под проходящий поезд. Судя по записям в личных дневниках школьниц и по специально одетой в связи с запланированным суицидом одеждой, был сделан вывод, что они относились к «го?там». Большой общественный резонанс вызвала трагедия в Благовещенске в сентябре 2006 года. Две двоюродные сестры 14 и 16 лет выбросились с 12-го этажа, связавшись скотчем. В предсмертной записке говорилось: «Самоубийство посвящается одиноким воинам декаданса». А в 1999 году в подмосковной Балашихе три девочки 11, 12 и 14 лет одновременно шагнули из окна, предварительно наглотавшись таблеток. В предсмертной записке они попросили «похоронить их в одном красно-черном гробу». [4] Весной 2008 года в столице Коми на городском кладбище шестнадцатилетняя девушка-«готесса» повесилась на кресте. Задумав уйти из жизни, юная сыктывкарка поделилась своим намерением с подругами, но ни родители, ни учителя даже не подозревали о ее мрачных мыслях. Найдя в сети Интернет информацию о том, как гот может «красиво» расстаться с этим миром, она выполнила описанный в Интернете ритуал. [5]
Готические комьюнити по всему Миру ведут активную работу по разъяснению того, что готика это не «клуб самоубийц». Подчеркивают, что суицид – это неготично и глупо. Пропагандой суицида на данный момент активно занимаются херки и эмо.
5. Много более жесткие, в сравнении с другими социально негативными объединениями несовершеннолетних, коммуникативные барьеры, исключающие участников движения из коммуникативной системы общества, повышенная сложность психологического выведения ребенка, втянутого в движение го?тов, из этого движения.
Готам никто ничего не запрещает, тусоваться с теми или иными группами или комьюнити – дело сугубо добровольное.
6. Бисексуальность как часть субкультуры многих направлений «го?тов» дает свои специфические результаты. По данным правоохранительных органов, зафиксировано появление «го?тов-проституток» и т.н. «V.I.P.-сопровождения» в «готическом» стиле, а также появление предложений гомосексуальных услуг «го?тов» в «профессиональной» зоне «голубых» проституток (сквер у станции метро «Китай-город»), при этом, по данным правоохранительных органов, стоимость сексуальных услуг несовершеннолетнего-проститутки в готической атрибутике ниже, чем у курсанта военного училища, но выше, чем у рядовых «голубых» проституток. На целом ряде порносайтов появились самостоятельные разделы порнопродукции – «секс го?тов», что свидетельствует о сформировавшемся рынке коммерческого услуг «го?тов»-проституток.
Проститутками становятся люди из разных социальных групп и социальная группа готы – не исключение. Массовой проститутизации среди готов нет, не было и не будет.
По мнению ряда специалистов, в частности кандидата медицинских наук, сексопатолога А. Воронина, кладбищенские пристрастия являются одной из форм проявления некрофилии. Это заболевание, которое встречается редко и преимущественно у психически больных людей. Они специально устраиваются на работу в морги или на кладбища, чтобы быть ближе к объекту своей страсти. Такие люди крайне редко обращаются за помощью к специалистам и обычно скрывают свое занятие от окружающих, даже от членов семьи. Они попадают на лечение лишь после того, как их задержат правоохранительные органы или разоблачат близкие. [6]
Некрофили?я (от др.-греч. ?????? — «мёртвый» и ????? — «любовь») — сексуальная девиация, выраженная в половом влечении к трупам, а также сексе с трупами (Википедия). Готы одеваясь в свои одежды не испытывают от этого сексуального возбуждения, ровно как не испытывают они сексуального возбуждения и от пребывания на кладбищах. О какой некрофилии может идти речь?
Понкин Игорь Владиславович , доктор юридических наук
Примечания:
1. Не бейте вампиров! // Город и горожане (Нижний Новгород). – № 21.11.2006.
2. Зайцев И. Люди в черном. Россию накрыла мощная волна готики // Наша Версия (Москва). – 21.05.2007.
3. Увлечение готической субкультурой приводит к самоубийству // Радио Свобода (Новости). – 14.04.2006.
4. Перетяченко Е. Коллективный суицид: почему дети решаются на это? // http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/07-05-2008/266624-samoubijstvo-0. – 07.05.2008.
5. Смертельное чувство. Весной увеличилось количество подростковых самоубийств // Молодежь Севера (Сыктывкар). – 02.05.2008.
6. Грозданов Ф. Дети Дракулы Они называют себя готами и бегут из мира реальности // Родная газета. – 12.11.2004.
Впервые опубликовано: http://www.flb.ru/info/43879.html
02.06.2008
Настроение: критичное
Музыка: the NIGHTCHILD – The Nameless Ghost (Bonus)
“Понкин И.В. Готы (комментарии субкультурщика)”